Без песни жизни нет

культура

В прошлом году на проходившем в Пено фестивале народной песни «Берёза лист распускает, соловей песню запевает» меня невероятно сильно поразило выступление ансамбля-студии «Стёжки».

В тот день самодеятельные артисты из Охвата исполнили перед гостями фестиваля несколько народных наигрышей и казачьих песен. Музыка, далёкая от распространённого «лубочного» представления о народной песне, хоть и звучала непривычно, но мгновенно нашла отклик в душе. А чего стоили костюмы артистов и народные музыкальные инструменты! Большая их часть называлась непривычно и загадочно: гудок, рубель, кугиклы, румба. А ещё свистульки, гусли, балалайка, там-там, бутылки, бубен и даже коса – их неповторимый колорит добавлял красок звучавшей со сцены музыке. Честно говоря, если бы в тот момент кто-то сказал, что ансамбль, состоящий из непрофессиональных исполнителей народной музыки, едва справил свою вторую годовщину, ни за что бы не поверила. А по признанию участников ансамбля, днём рождения «Стёжек» они считают 9 мая 2016 года, когда прошло их первое выступение на публике.

Тогда в честь праздника Дня Победы, они исполнили для односельчан песни военных лет. К подготовке этого выступления все отнеслись со всей возможной ответственностью – репетировали ежедневно, продумывали костюмы и, конечно, невероятно волновались. Вопреки всем волнениям первый концерт «Стёжек» очень хорошо приняли слушатели. И, наверное, можно было бы дальше успешно развивать в творчестве коллектива тему эстрадного ретро и популярных песен. Но благодаря Елене Сахаровой и Евгению Воликову, основателям и руководителям ансамбля, его участники познакомились с настоящими народными песнями и музыкой, характерными для фольклорных традиций Верхнего Дона и Брянщины. Собираясь на репетиции дважды в неделю, стали учиться петь эти песни, да не заметили сами, как всей душой прочувствовали и искренне полюбили каждый напев, каждую мелодию и песню.

Спустя два года коллектив «Стёжек», объединивший людей самых разных профессий и возрастов, вырос, репертуар ансамбля расширился и даже был организован настоящий народный оркестр с обычными и не совсем музыкальными инструментами, часть которых артисты сделали своими руками. Казалось бы, с того момента, как артисты «Стёжек» впервые испытали незабываемое чувство волнения перед сценой, прошло совсем немного времени, но за их плечами уже почти 40 выступлений. Творчество песенного коллектива из Охвата хорошо знакомо и любимо публикой, ансамбль стал желанным гостем и участником праздничных концертов и фестивалей народной песни Верхневолжья. Казачьи народные песни в исполнении «Стёжек» нашли благодарных слушателей и завоевали их искреннюю любовь.

С недавнего времени творчество «Стёжек» вышло на новый уровень – в репертуаре ансамбля помимо песен появилась так называемая народная драма. Уже шесть раз они выступали с сатирической пьесой «Лодка» в городах и весях Тверского края. И в лучших традициях народного творчества драма росла, развивалась, обретала новые черты и особенности, близкие зрителю. Особенно тепло, как признаются участники ансамбля, «Лодку» приняли в Андреаполе, тогда как пеновская публика своей малочисленностью несколько удивила и огорчила артистов.

И всё же, глядя на то, с каким восторгом зрители принимают фольклорное представление, щедро сдобренное юмором, охватские артисты всерьёз подумывают о развитии своего творчества и в этом направлении. Почему же здесь, в Тверской области живут, исполняются песни, рождённые за тысячу километров отсюда? Почему они смогли объединить вокруг себя множество непохожих друг на друга людей? Ответ лежит на поверхности, хотя и имеет достаточно долгую и интересную историю. Всё начиналось в далёкие восьмидесятые, когда молодая москвичка Елена Сахарова, архитектор по образованию, побывала на концерте известного музыканта, исследователя русского песенного фольклора, Дмитрия Покровского.

Выступление, кардинальным образом перевернувшее её восприятие русской народной музыки, после себя оставило стойкое желание приобщиться к удивительному миру русской песни. Елена записалась в творческую студию этномузыканта Бориса Базурова. В тесном кругу музыкантов-профессионалов и просто энтузиастов зрели и развивались идеи возрождения исконно русского песенного фольклора. Несмотря, на то, что через некоторое время руководитель решил сделать ставку на профессиональных музыкантов и отказался от музыкантов-любителей, расходиться они категорически не пожелали.

В числе энтузиастов, которые оказались не готовы проститься с идеей сохранения исконной русской песенной культуры, была и Елена Сахарова. Так возникла фольклорная студия «Круг», участники которой продолжили активную работу по изучению и возрождению песенного фольклора. Они организовывали этнографические экспедиции, изучали песенные традиции, делали магнитофонные записи народных исполнителей, восстанавливали подлинно народную манеру исполнения песен. Как вспоминает Елена, это было невероятно интересное и насыщенное событиями время. Так бы и продолжалась работа «Круга», но с наступлением девяностых пришли трудные времена. Основой жизни в нашей стране стала забота о выживании, а не о родной культуре. Количество концертов и выступлений «Круга» быстро сошло на нет, а без возможности выступать на публике деятельность по возрождению народной песни не имеет смысла. «Круг» как объединение энтузиастов тихо ушёл в прошлое, а его участники на долгое время забыли о своём увлечении.

Шло время, а бывшие участники «Круга» Елена Сахарова и Евгений Воликов продолжали жить своей жизнью, весьма далёкой от народных песен. Несколько лет назад, устав от суеты мегаполиса, они решили оставить Москву и поселились в небольшом посёлке Тверской области, который сразу покорил их своей красотой и размеренным течением деревенских будней.

Может быть, именно благодаря природным красотам и сельской тишине Охвата спустя некоторое время после переезда и возродилось давнее увлечение супругов казачьей народной песней. А произошло это благодаря Евгению, невзначай упомянувшему о певческих талантах своей жены в беседе с главой администрации поселения. Поддавшись долгим уговорам, Елена согласилась исполнить несколько песен в Охватском Доме культуры. Буквально после первого же выступления «Стёжки» перестали быть дуэтом. Вдохновлённые выступлением в ансамбль стали приходить люди, мечтающие приобщиться к удивительному миру народной песни. Начались регулярные репетиции, на которых Елена и Евгений, восстанавливая уже, казалось бы, давно забытые наработки, учили односельчан петь народные песни. Как сейчас вспоминают в коллективе, первые занятия были непростыми как для учеников, так и для учителей.

Но все вместе, охваченные одной общей идеей, они продолжали ходить на репетиции и упорно трудились, изучая специфичную манеру звучания казачьих и брянских песен. Конечно, подготовка к выступлениям репетициями не ограничилась. Для полноты и яркости выступлений стали нужны сценические костюмы, для создания которых понадобились книги по истории русского народного костюма. По описаниям, фотографиям и эскизам (а больше всего участникам приглянулись одежда, характерная для жителей северных областей России) своими силами шили наряды для выступлений. Большинство песен «Стёжки» поют a capella, без инструментального сопровождения, но какой же ансамбль русской народной песни без аккомпанемента? Пришло время, и музыканты позаботились и об этом. Сейчас в их оркестре насчитывается более двадцати музыкальных инструментов.

Некоторые из них принадлежали Елене и Евгению и достались «Стёжкам» в наследство, а какие-то инструменты артисты, используя воображение и поистине народную смекалку, изготовили из подручных материалов. А благодаря помощи В. В. Худякова, оказавшего спонсорскую поддержку, появились у ансамбля и настоящие гусли. Несмотря на проделанную работу и поистине невероятный прогресс охватских артистов в песенном творчестве, на достигнутом они останавливаться не собираются. Полным ходом идут репетиции, во время которых исполнители учатся выстраивать многоголосье, осваивают систему «цепного» дыхания, оттачивают казачью манеру исполнения.

Есть задумки о том, чтобы начать изучение песенного фольклора Тверского края и множество других не менее интересных идей и планов. Для своих односельчан «Стёжки» стали не просто хобби и приятным досугом, а своего рода общиной друзей-единомышленников. Увлечение народной песней тесно переплелось с недеждами и чаяниями каждого участника, стало образом жизни. Но что самое удивительное и важное, «Стёжки» открыты любому, кто любит русскую культуру и мечтает научиться петь народные песни. Основатели ансамбля уверяют, что музыкальный слух и голос есть у каждого человека, и их можно развивать без каких-либо специальных ухищрений. И успехи «Стёжек» не раз подтвердили их правоту.

Наталья БРУХАНСКАЯ, фото автора